Поиск

Пользовательский поиск

Опубликовано песнопений

17221

О церковно-богослужебном чтении

Статья из журнала Пастырский собеседник, 1900 г., № 7
В числе средств, предлагаемых к поднятию религиозно-нравственного чувства в народе, более и более обращают внимание в последнее время на улучшение церковного пения. И во многих приходах, действительно, заведено уже духовенством и пение хоровое, и пение общее в храмах, и пение классное в церковно-приходских школах, и пение общехоровое при ведении внебогослужебных собеседований. Но если важное значение при богослужении имеет пение, то не менее же важное значение принадлежит и чтению. Более того, – в круге церковного богослужения почти во всех чинопоследованиях, за исключением Божественной Литургии, чтению отведено первое место. Если же так, то заботы об улучшении церковного пения должны идти непременно рука об руку с такими же заботами об улучшении и церковного чтения.
 Всякое чтение, а тем более чтение церковно-славянское требует понимания читаемого; только в этом случае оно может быть осмысленным и в состоянии овладеть вниманием слушателя и возбудить в нем соответствующие чувствования и сердечные расположения. В виду этого, для улучшения церковного чтения необходимо заставлять чтецов предварительно изучить славянский язык настолько, чтобы при чтении они не задумывались над словами, а произносили их надлежащим образом, обращая главное внимание на смысл читаемого.
 Приходится слышать отзывы о современном церковном чтении от лиц, сведущих в этом деле, причем высказывается мнение о настоятельно необходимости улучшения его, так как чтение имеет неотразимое влияние на молящихся. Если в церкви идет чтение толковое и выразительно, то в храме царит строгий порядок и тишина, молящиеся чрезвычайно внимательно относятся к читаемому, и молитвенное настроение их настолько возвышается, что они положительно забывают о всех житейских делах и, несмотря на то, что служба продолжается иногда несколько часов сряду, не замечают и не чувствуют никакой усталости. Совершенно обратное действие производит на предстоящих в храме чтение неотчетливое, невыразительное, подчас безграмотное. Слушая такое чтение, молящиеся невольно начинают зевать, переминаться с ноги на ногу, а некоторые и прямо уходят из церкви, не дождавшись конца службы.
 Подобные печальные и нежелательные явления имеют место, конечно, в тех случаях, когда приходские священники обращают исключительное внимание на пение, совершенно упуская из виду церковное чтение. Заботливость об улучшении церковного пения нисколько не освобождает от не меньшей заботливости и об улучшении церковного чтения, составляющего весьма важную и существенную составную часть православного богослужения. И прежде всего, на обязанности пастыря лежит – внушать чтецам церковным заблаговременно просматривать богослужебные книги и приготовляться к тому, чтобы их чтение в наступающих праздник или воскресный день было как можно выразительнее и отчетливее.
 Как известно, одному псаломщику прочитать все, положенное по церковному уставу, бывает настолько затруднительно, что часто к концу богослужения он, хотя бы и желал читать хорошо, не может этого выполнить вследствие усталости и совершенного упадка сил. Между тем, почти в каждом приходе есть любители церковного чтения, которые весьма исправно посещают службы церковные, занимают места на клиросе и, по указанию псаломщика, с большою охотою читают положенное по уставу. Имея в своем распоряжении таких лиц, всегда можно распределить (разумеется, заблаговременно) чтение в церкви так, что одни, например, будет читать шестопсалмие, другой – канон, третий стихиры и т.п.
 Для того же, чтобы желающий читать в церкви мог быть допущен к этому, необходимо заставить раньше просмотреть назначенное ему чтения. Этим можно достигнуть, во-первых, того, что чтение, просмотренное раньше, будет производиться надлежащим ведением голоса; во-вторых, труд чтения будет разделен между несколькими лицами и не обременит псаломщика; наконец, в-третьих, и на клиросе будут полнейшая тишина и порядок, так как каждый чтец, наперед зная назначенный ему отдел, не будет нуждаться в соответствующих разъяснениях, указаниях и подсказываниях псаломщика.
 В особенности эта мера может быть с большим успехом применяема по отношению к ученикам церковно-приходских школ. Сколько отрады и утешения для истинно верующего человека должно принесть выразительно и сознательное детское чтение в церкви? Что же касается прихожан, то о них и говорить нечего: они не только не будут утомляться, выслушивая продолжительное на некоторых службах церковное чтения, напротив – с большим вниманием и жадностью станут ловить каждое слова, каждый звук, исходящий из уст их родных детей. Кроме того, прихожане на деле увидят, что дала их детям школа, и не только не будут избегать школы, а, можно с уверенностью сказать, от желающих поучиться церковному чтению не будет отбоя.
Статья взята с сайта kliros.org

Композиторы и распевы