Поиск

Пользовательский поиск

Опубликовано песнопений

17221

100 лет со дня первого исполнения "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова

23 марта исполняется 100 лет со дня первого исполнения одного из шедевров мировой духовной музыки – «Всенощной» С. Рахманинова. Впервые она прозвучала в Москве в Большом зале Российского Благородного собрания (ныне – Колонный зал Дома Союзов) 10 (23) марта 1915 года в исполнении Синодального хора под управлением Н. М. Данилина. «Всенощная» «увидела свет» в эпоху возродившегося интереса к духовной музыке. Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, М. Балакирев, С. Танеев, А. Лядов, П. Чесноков, А. Гречанинов, А. Кастальский – к этому жанру обращаются все крупные композиторы того времени. Их поиски приводят к возникновению так называемого «нового направления» в русской хоровой музыке, задача которого – возрождение традиций древнего православного пения. В области духовной музыки к тому времени обострились все многовековые противоречия и разногласия; обнажились вопросы, однозначного ответа на которые нет и сегодня: нужно ли исполнять церковную музыку в концертных залах и, наоборот, можно ли духовные сочинения светских композиторов исполнять в церкви?

Любовь к русскому православному пению Рахманинов впитал с детства благодаря своей бабушке. Она водила его на все церковные службы, и будущий композитор их мужественно выстаивал. Тогда же он получил и первые яркие впечатления от колокольного звона, занявшего важное место во всём его творчестве. Сергей Васильевич как-то сказал в одном из своих интервью: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». Большое влияние на сочинение «Всенощной», написанной менее чем за две недели, оказали известный русский духовный композитор А. Д. Кастальский и руководитель Синодального хора С. В. Смоленский, читавший курс лекций по древнерусскому пению в Московской консерватории, где учился Рахманинов; его памяти и посвящена «Всенощная». Сам композитор особо выделял её среди всех своих сочинений: из двух произведений, которые он считал лучшими в своем творчестве, одно – «Всенощная». А больше всего он ценил пятую песнь – «Ныне отпущаеши» – и хотел, чтобы она звучала во время его погребения.

Выбор «Всенощной» для Рахманинова не случаен. Ведь именно воскресная служба занимает исключительное место в церковной жизни. «Это день, принадлежащий не времени, а вечности. Это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю», – говорится в литургике. Композиция «Всенощной» соответствует логике литургического действия. Она состоит из 15 песнопений – вечерни и утрени, предваряемых прологом. Песнопения вечерни (№№ 2-6) отличаются камерностью, песнопения утрени (№№ 7-15) более масштабны и напоминают народные сцены из опер русских композиторов. Для большего погружения в атмосферу церковного богослужения Рахманинов сознательно использовал звукоизобразительные приёмы, имитирующие колокольный звон. Из 15 песнопений десять написаны на подлинные знаменные распевы церковного Обихода – главной певческой книги Русской Православной Церкви, остальные пять – оригинальные сочинения С. Рахманинова, и по его словам «сознательно подделывались им под церковный Обиход». Н. М. Данилин, дирижировавший первым исполнением «Всенощной», отмечал, с какой тщательностью изучал Рахманинов особенности древне-церковного письма во время работы над произведением, чтобы максимально приблизиться к «знаменному» письму.

Музыка «Всенощной» написана для 12-голосного смешанного хора. Партитура чрезвычайно сложна и требует от исполнителей высочайшего профессионального мастерства. Композитор значительно расширил традиционные возможности хора, используя от трех-четырех – до десяти-одиннадцатиголосия, чередование хора и солистов, пение с закрытым ртом, антифонное пение – попеременное звучание двух хоровых групп. На первом исполнении «Всенощной» среди публики было много духовных лиц. Аплодисменты в зале запрещались, так как исполнялась церковная музыка, но публика аплодировала. Несмотря на столь грандиозный успех, дальнейшая судьба сочинения оказалась несчастливой. Прозвучав после премьеры всего несколько раз в течение десятилетия, «Всенощная» «замолчала» почти на 60 лет. Будучи произведением духовной музыки, «Всенощная» далеко выходила за рамки духовного сочинения. И, в итоге, из-за «нецерковности» и чрезмерной «концертности» она не нашла себе места в церковном Обиходе, а на концертную сцену не была допущена из-за своей принадлежности к церковному искусству. Вот такой замкнутый круг…

Сегодня «Всенощная» исполняется в концертных залах всего мира, а отрывки из неё звучат во время богослужений в русских православных храмах. К 100-летнему юбилею в России приурочен ряд мероприятий. Так, в Москве, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке состоится богослужение при участии Синодального хора. «Всенощная» будет звучать в Академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, а также в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Кроме того, концерты пройдут в разных регионах нашей страны. «Всенощная» не забыта и за рубежом: её исполнят в Европе – Великобритании, Франции – и других странах. А в Соединённых Штатах, где Рахманинов провёл последние годы своей жизни, помимо выступлений, к этой дате подготовлен специальный проект: американские хоры Phoenix Chorale и The Kansas City Chorale под руководством Чарльза Браффи издали альбом с исполнением великого произведения.
 

Анна Солодовникова 
Анастасия Собко
tvkultura.ru

Композиторы и распевы