Поиск

Пользовательский поиск

Опубликовано песнопений

17221

Задавание тона на клиросе и все, что с этим связано

Фундаментальная статья Евгения Кустовского.
Публикуется с его любезного разрешения.

 #

 ещё надо добавить, что регент должен сам вступать в том тоне, который задаёт.

 
 #

Это негласно подразумевается8-)

 
 #

ну это как приготовление яиц в микроволновке -- все знают, что нельзя, но время от времеи находятся люди, которые готовят. 

 
 #

А я записала все используемые тональности на мобильный телефон. Во время службы успеваю прослушать и задать нужную тональность.. Очень удобно. Попробуйте...)))

 
 #

iPhone тожет быть удобным для подобных целей — для него есть программа пианино, с клавишами на экране. Нажал ноту или трезвучие — хочешь себе в ухо, хочешь малому составу.
 
На нем же можно готовить и держать перед глазами на службе некоторые недлинные тексты: тропари, прокимны и прочее.
 
 Им же можно делать аудиозаписи на службе — в основном, для контрольных и учебных целей: особо хорошего качества не будет, но выводы делать можно. Очень полезная практика — слушать собственное исполнение в записях!
 
Ну и последнее — можно фотографировать певчих8-)

 
 #

хоровой дирижер, по моему скромному разумению, обязан уметь пользоваться камертоном быстро и давать тон !!непрофессиональному!! хору голосом. этому есть много причин. вся остальная электроника ничего, кроме вреда не принесет, поверьте.))

 
 #

Вреда электроника, может, и не принесет, а камертоном пользоваться, разумеется, нужно уметь. 

 
 #

В малых составах, до 5 человек, я успешно пользуюсь электронным камертоном  Musedo – коробочка размером с половину ладошки.
 
Особенности использования.
Этой штукой я задаю напрямую тон ансамблю – тонику аккорда, с которого начинается музыка. Соответственно, весь процесс слушания камертона, выстраивания нужного аккорда в голове и его пропевания упраздняется полностью.  Подразумевается, что певчие выстроят свою аккордовую ноту сами.
Сбоку есть колесико громкости, так что нужный тон выбирается беззвучно кнопками вверх-вниз, затем этот камертон поднимается динамиком на уровень голов певчих и по окончании возгласа я большим пальцем руки увеличиваю громкость до нужного уровня. Т.к.  все это происходит в тесно стоящей маленькой группе, то громкость очень маленькая. Думаю, что в полутора метрах от хора уже ничего вообще не слышно.
 
При использовании с большим хором, или с составом, где нужно задавать певчим все звуки аккорда,  можно использовать это прибор для получения нужной высоты только для регента – такой своеобразный перестраиваемый камертон. Можно использовать его и с наушником. Так что дождался окончания возгласа, задал себе сразу нужную ноту, выстроил аккорд и пропел его. В любом случае, на одно действие (выстраивание нужной тональности от "ля" или"ми" камертона) меньше.
 
Преимущества.
При использовании на службе значительно ускоряется время задания тона – нужный тон звучит сразу по окончании возгласа.
В случае "безухого" чтеца, например, на прокимне, можно удерживать хор в нужной тональности как угодно долго легко перезадавая тон после каждого уплывающего возгласа.
Также удобно то, что тональность может быть любой – без разницы, насколько удобно задать ее от "ля" - часто приходиться транспонировать с учетом диапазонов певчих...
Этот прибор многофункциональный.
Тут есть продвинутый метроном – очень редко, но может пригодиться на репетициях.
Также есть тюнер от встроенного микрофона  – этот экран как раз на картинке. Прикольно задать себе тон, а затем его же пропеть, глядя, как стрелка никак не останавливается на нужной высоте8-)
 
Недостатки.
 Как любая электроника требует батарей – две ААА. Соответственно, всегда должны быть запасные батарейки с собой.
При длительном неиспользовании (минут 12-15) автоматически выключается. Включается длительным нажатием, это занимает три-четыре секунды. Так что приходиться поддерживать его в работающем состоянии, периодически тыкая пальцем в какую-нибудь кнопочку или держа его постоянно включенным с полностью убранной громкостью.
 
Ну и железная вилочка всегда на поясе: на электронику надейся, но камертоном пользоваться умей...

 

Композиторы и распевы